Государственный музей-заповедник Царское Село
Янтарная комната

  Флорентийские мозаики  
 

Одним из ключевых элементов художественного убранства Янтарной комнаты являлись четыре флорентийские мозаики, аллегорически изображавшие пять человеческих чувств: "Вкус", "Зрение", "Слух", "Осязание и обоняние". Они располагались в центре широких настенных янтарных панно в рамах, насыщенный декор которых был также исполнен из янтаря.

В первоначальной отделке присланного из Пруссии кабинета Фридриха I янтарные рамы предназначались для оформления зеркал. В период бытования интерьера в Третьем Зимнем дворце зеркала были заменены живописными полотнами художника Иоганна Фридриха Гроота. Не позднее октября 1757, когда Янтарная комната уже находилась в Царскосельском дворце, вместо картин появляются флорентийские мозаики. Они были исполнены в 1752 году во Флоренции в "Мастерской твердых камней" под руководством выдающегося камнереза и гравера Луи Сириеса. Живописные модели для мозаик создал в 1751 году художник Джузеппе Дзокки (Цокки).

Выполненные в технике флорентийской мозаики из сицилийских яшм и маремских кремниев, картины с такой тонкостью передавали детали рисунка и оттенки цвета, что производили полное впечатление станковой живописи.

Процесс воссоздания мозаики "Обоняние и осязание"
Процесс воссоздания мозаики "Обоняние и осязание"

Воссоздание четырех флорентийских мозаик Янтарной комнаты началось в 1984 году. Опыта выполнения такого рода работ не было в СССР, и в связи с этим обстоятельством понадобился длительный период изучения исторических материалов, отработки технологических приемов и сбора камне-самоцветного сырья. Сложность решения первой из этих задач заключалась в отсутствии в том момент каких-либо достоверных сведений о времени и о месте изготовления мозаик, а также их цветового решения, так как в распоряжении реставраторов имелись лишь довоенные черно-белые фотографии. В результате произведенных исследований удалось атрибутировать мозаики, и выяснить факт существования живописных моделей для них в составе коллекции Музея Мастерской твердых камней во Флоренции. В связи с появившейся после этого возможностью уточнить цветовое решение мозаик, возникла проблема подбора огромной палитры природных оттенков каменного сырья. Его собирали со всей территории бывшего СССР. В наборе мозаик Янтарной комнаты использованы: уральские яшмы, алтайский коргонский порфир, белореченский кварцит, подмосковный и казахстанский кремни, забайкальский лазурит, североуральские моховые агаты и др..

К настоящему времени воссозданы две мозаики: "Зрение", "Осязание и обоняние".

Реставраторы-исполнители мозаик: художники-камнерезы Б. П. Игдалов, А. Ф. Соловьев, Р. Н. Шафеев, К. И. Иванов, Б. Э. Минц.

Техника флорентийской мозаики

Более 400 лет мозаичисты всего мира работают в технике, получившей название флорентийской мозаики. Ее суть состоит в наборе картин и деталей произведений прикладного искусства из пластин твердых камней со сложным рисунком.

В 1580 году во Флоренции, в Уффици была основана мастерская, принадлежавшая семье Медичи, где были созданы лучшие образцы мозаичных произведений, вызвавшие подражание во всех странах Европы и в России.

Окончательно сформировалась техника флорентийской мозаики в XVII веке. Она основана на использовании естественного рисунка камня: прослоек, прожилок, дендритов (древовидных рисунков), пятен, штрихов. Такую мозаику называли "теневой". Доской набора для мозаики служили либо черный мрамор, либо аспид (аспидный сланец - черная, легко колющаяся на тонкие слои разновидность глинистого сланца).

Флорентийская мозаика, как правило, набирается из твердых камней: яшмы, лазурита, кремня, порфира и др.

В начале XVII века распространились небольшие станковые картины, выполненные в технике флорентийской мозаики: пейзажи с фигурами на фоне моря или архитектурных построек.

В духе таких пасторальных, галантных сцен исполнены и мозаики Янтарной комнаты.

"Осязание и обоняние"

Живописная модель для флорентийской мозаики "Обоняние и осязание". Художник Д. Дзокки
Живописная модель для флорентийской мозаики "Обоняние и осязание". Художник Д. Дзокки

Мозаика находилась на Южной стене Янтарной комнаты.

На фоне античных руин представлена галантная стена, аллегорически изображающая два из пяти человеческих чувств - обоняние и осязание. Сидящая на камнях у парапета молодая женщина вдыхает аромат подносимого ей юношей цветка. Левой рукой она поддерживает корзину с цветами, стоящую рядом с ней на камне. Поблизости расположилась другая сидящая пара, нежными прикосновениями друг к другу демонстрирующая радость осязания.

На переднем плане обнюхиваются две большие породистые собаки, а на заднем - раскидистое дерево, горы и зеленовато-голубые небеса.

Мозаика помещена в бронзовую раму, углы которой декорированы бронзовыми же веточками с ягодками из драгоценных камней. Об уникальности и сложности работы реставраторов свидетельствует список камней, которые составляют мозаику:

Флорентийская мозаика "Обоняние и осязание" в процессе воссоздания
Флорентийская мозаика "Обоняние и осязание" в процессе воссоздания

Архитектурный фон - мрамор, кремень

  • Светло-синяя одежда - лазурит
  • Розовый камзол - родонит (орлец)
  • Зеленый плащ - серпентин (офит)
  • Розовый цветок - квинсит
  • Лиловая одежда - флюорит
  • Желтый камзол - кремень
  • Зеленые штаны - амазонит
  • Белые чулки и туфли - кахолонг
  • Синеющие горы - лазурит или амазонит, ангидрит
  • Зеленовато-голубые небеса - оникс
  • Лица – кахолонг

Флорентийская мозаика "Обоняние и осязание". Оригинал, возвращенный в Царское Село 29 апреля 2000 г.
Флорентийская мозаика "Обоняние и осязание". Оригинал, возвращенный в Царское Село 29 апреля 2000 г.

Это мозаичное панно было воссоздано реставраторами в 1996 году. Его оригинал, похищенный в годы Второй мировой войны немцами при демонтаже Янтарной комнаты в Царском Селе, обнаружен в Германии в 1997 году и через три года возвращен в Россию в государственный музей-заповедник "Царское Село". Мозаика, возвращенная из Бремена, теперь экспонируется в Янтарной комнате рядом с копией, выполненной мастерами-камнерезами ООО "Царскосельская янтарная мастерская" .

Чтобы понять и ощутить все тонкости работы над мозаикой, предлагаем вам собрать пазл флорентийской мозаики "Обоняние и осязание". Она будет интересна и детям, взрослым. Желаем успеха!

"Вкус"

Живописная модель для флорентийской мозаики "Вкус". Художник Д. Дзокки
Живописная модель для флорентийской мозаики "Вкус". Художник Д. Дзокки

Проект воссоздания флорентийской мозаики "Вкус"
Проект воссоздания флорентийской мозаики "Вкус"

Мозаика находилась на восточной стене Янтарной комнаты. Она аллегорически изображает одно из пяти чувств, присущих человеку, - вкус. Группа селян из трех молодых женщин и одного мужчины пируют за импровизированным столом, устроенным из плит античных руин, расположенных неподалеку. Тут же под столом, собака облизывает тарелку. На заднем плане в центре расположено густолиственное дерево, а за ним - горы, зелень и небо, прорезанное беловатыми облаками.

"Зрение"

Живописная модель для флорентийской мозаики "Зрение". Художник Д. Дзокки
Живописная модель для флорентийской мозаики "Зрение". Художник Д. Дзокки

Воссозданная флорентийская мозаика "Зрение"
Воссозданная флорентийская мозаика "Зрение"

Мозаика находилась на северной стене Янтарной комнаты. Мозаичная картина аллегорически изображает одно из пяти чувств человека - зрение. На первом плане, на берегу озера, сидит старец в очках и читает лежащую на его коленях книгу. Направо от него, на самом берегу, наклонясь, смотрит в воду молодая женщина. Слева от старца стоит, опираясь на каменный пьедестал, мужчина, наблюдающий в подзорную трубу. Рядом с ним находится молодая женщина, устремившая взгляд вдаль, по направлению подзорной трубы. Вся группа расположена у развалин античного портика. В левом углу картины помещена большая ваза с зеленью на пьедестале. На заднем плане изображены деревья, горы и небольшой город у их подножья.

Мозаичное панно "Зрение" воссоздано камнерезами мастерской ООО "Царскосельская янтарная мастерская" в 1993 году.

"Слух"

Живописная модель для флорентийской мозаики "Слух". Художник Д. Дзокки
Живописная модель для флорентийской мозаики "Слух". Художник Д. Дзокки

Проект воссоздания флорентийской мозаики "Слух"
Проект воссоздания флорентийской мозаики "Слух"

Мозаика находилась на восточной стене Янтарной комнаты. Картина аллегорически изображает одно из пяти чувств человека - слух. На фоне античных развалин расположилась группа поселян, разговаривающих друг с другом с помощью слуховых труб. На заднем плане изображены акведук, кусты зелени и небо со светлыми облачками.

<< >>
информация | история | описание | декоративная отделка | флорентийские мозаики | плафон и паркет | коллекции | библиография | второе рождение | исследование | технологии | процесс | современно | финансирование | динамика | мастерская | пазл | о янтаре | музей | музей | музей | возвращение | о проекте
Copyright (c) The State Museum Tzarskoje SeloDeveloped CTOR Studio Lanck