Государственный музей-заповедник Царское Село
Янтарная комната

  Янтарь в истории художественной культуры  

Мезолитическая пещерная стоянка в Моравии VII тыс. до н.э.
Мезолитическая пещерная стоянка в Моравии VII тыс. до н.э.

Легкость обработки янтаря, разнообразие цвета, тонов и прозрачности издавна привлекали к нему внимание художников и ремесленников. Хрупкость этого минерала повышала стоимость изготовленных из него изделий и требовала высокого мастерства. Уже семь тысяч лет назад первобытные художники вырезали из янтаря фигурки людей, зверей и птиц. Фараоны и жрецы Египта носили янтарные украшения. Древние греки именовали его электроном, - от звезды Электра в созвездии Тельца. Согласно античному мифу, поведанному римским поэтом Овидием, Фаэтон, сын бога солнца Гелиоса, взялся управлять солнечной колесницей отца и погиб, чуть не погубив в страшном пламени землю. Мать и сестры Фаэтона, Гелиады, так горестно рыдали на его могиле, что боги, почувствовав к ним сострадание, оставили их на этом месте навечно, превратив в тополя, а слезы их в золотистый камень – янтарь. Поэт Гомер в своей "Одиссее" дважды упоминает этот самоцвет как очень дорогой и редкий подарок, с восхищением называя его "светлым как солнце". В Китае и Японии почитали янтарь вишневого цвета – "крови дракона", его носили представители правящей династии. В русских сказаниях и былинах этот самоцвет был воспет под именем "латырь – камня", "камня – алатырь", исцеляющего от болезни и наделяющего даром бессмертия.

В средневековой Европе янтарем пользовались мало, очевидно, из-за непрочности и хрупкости этого материала. Его оценили по достоинству лишь в эпоху Возрождения, а расцвет искусства художественной обработки янтаря приходится на XVII - XVIII столетия. Крупнейшим центром по изготовления янтарных изделий в эту эпоху становится Восточная Пруссия. Здесь находились огромные запасы янтаря, добыча которого являлась государственной монополией. Производство янтарных изделий сосредоточилось в городах Кенигсберге, Данциге, Любеке и Эльбинге, где существовали особые цеха мастеров янтарных дел. Из легко поддававшихся резцу кусков янтаря делали не только ювелирные украшения, но и шахматы, вазочки, рамы для зеркал, распятия, песочные часы и другие предметы. На плоские янтарные пластины наносились тончайшие гравюры, под которые подкладывалась золотая фольга, и такими гравировками украшались стенки изделий из янтаря. Благодаря получившей развитие новой технике обработки - инкрустации, появилась возможность изготавливать более крупные, чем раньше, предметы: ларцы, алтари и даже настольные кабинеты.

Вершиной творчества прусских мастеров и одним из самых легендарных произведений мирового искусства стала знаменитая Янтарная комната.

<< >>


информация | история | описание | декоративная отделка | флорентийские мозаики | плафон и паркет | коллекции | библиография | второе рождение | исследование | технологии | процесс | современно | финансирование | динамика | мастерская | пазл | о янтаре | музей | музей | музей | возвращение | о проекте
Copyright (c) The State Museum Tzarskoje SeloDeveloped CTOR Studio Lanck