Государственный музей-заповедник Царское Село
Янтарная комната

  Разработка технологии реставрации  

Завершение процесса сборки янтарной панели
Завершение процесса сборки янтарной панели

В 1981 году на базе научно-производственного НПО "Реставратор" была образована творческая мастерская по художественной обработке янтаря, которая занялась изготовлением копий и реконструкцией янтарных изделий XVII-XVIII вв. Будущие реставраторы Янтарной комнаты осваивали старые приемы и способы обработки балтийского самоцвета, постигали забытые секреты. Помимо восстановления технологии прошлых веков, пришлось заняться и новыми разработками, которые обеспечили бы долговечность воссозданного янтарного декора. К работе были привлечены различные научно-технические организации и высококлассные специалисты. Так, например, при участии ПО "Научфанпром" был найден оптимальный вариант деревянной основы для янтарного набора, минимально реагирующий на изменения температурно-влажностного режима и исключающий осыпи янтаря. С помощью специалистов НИИ Земной коры разрабатывались механические и термические способы обработки этого минерала. Центральная Ленинградская научно-исследовательская лаборатория судебной экспертизы участвовала в поиске оптимального химического состава мастик для наклеивания янтаря на основу. Благодаря уникальному методу фотограммометрии, разработанному во ВНИИ горной геомеханики и маркшейдерского дела, удалось на основе довоенных фотографий, дающих плоское изображение, рассчитать высоту янтарной резьбы.

Флорентийские мозаики Янтарной комнаты - отдельная тема в разговоре о возрождении утраченного шедевра. Воссоздание полихромных мозаик из натуральных камней на основе довоенных черно-белых фотографий казалось более чем проблематичным. Однако научное исследование, целью которого являлось установление автора и места изготовления мозаик, привело к счастливой находке. Удалось узнать, что во Флоренции сохранились живописные полотна, послужившие моделями для мозаичных картин Янтарной комнаты. С этого момента возможность воссоздания мозаик уже не вызывала сомнений, но возникли другие не менее сложные проблемы, связанные с отработкой технологических приемов и сбором камне-самоцветного сырья. Мозаичные картины должны были быть максимально приближены к живописным оригиналам. Потребовалась огромная цветовая палитра природных оттенков каменного сырья, собранного со всей территории бывшего СССР: Казахстана, Алтайского края, Кольского полуострова, Среднего и Южного Урала, Забайкалья, Украины и др.

Проектная документация по воссозданию Янтарной комнаты, разработанная группой архитекторов под руководством А. А. Кедринского, включала в себя прорисовку всех янтарных панно в натуральную величину с последующим изготовлением цветовых эталонов - воспроизведением деталей в цвете.

Изготовление панелей Янтарной комнаты сложный процесс с четкой последовательностью выполнения каждой операции. Все фрагменты комнаты набирались на деревянную подоснову, выполненную из дуба. Сейчас подосновой для всех щитов является специальная фанера и особого качества древесина. Янтарь - дорогостоящий материал, поэтому в XVII -XVIII веках деревянную подоснову выполняли таким образом,чтобы максимально сократить расход этого самоцвета. Создание деревянной конструкции для крепления янтарных элементов - это отдельный этап.

<< >>

Цветовые эталоны Янтарной комнаты

После прорисовки всех янтарных панно в натуральную величину были изготовлены цветовые эталоны - воспроизведение деталей в цвете. В фотогалерее представлены несколько эталонов - панелей нижнего яруса, узких гравированных панелей, а также эталон одной из Больших зеркальной рам.

Технология работ по воссозданию Янтарной комнаты

Первый этап

После размещения на щите всех деревянных конструкций, предназначенных для воссоздания объемных и сложнопрофилированных деталей, оставшееся пол щита заполнятся плоским мозаичным набором, который времено фиксируется на мастику.

Второй этап

Параллельно с этим идет работа над изготовлением в янтаре сложнопрофилированных элементов - рам, тяг, карнизов. После завершения работ над плоским мозаичным набором на щит временно монтируются сложнопрофилированные детали.

Третий этап

Далее начинается воссоздание объемных элементов - гирлянд, листьев, картушей и.т.д. Эти детали выполняются самыми квалифицированными мастерами.

Четвертый этап

После того как все элементы готовы, они предварительно монтируются на щит. Проверяется вся композиция целиком.

Пятый этап

Затем каждая деталь проходит термическую обработку. Далее наступает самый решающий этап в процессе воссоздания - колорирование. В соответствии с цветовыми эталонами, каждый элемент проходит окраску, путем варки в специальных красящих растворах; после чего осуществляется окончательный монтаж щита.


информация | история | описание | декоративная отделка | флорентийские мозаики | плафон и паркет | коллекции | библиография | второе рождение | исследование | технологии | процесс | современно | финансирование | динамика | мастерская | пазл | о янтаре | музей | музей | музей | возвращение | о проекте
Copyright (c) The State Museum Tzarskoje SeloDeveloped CTOR Studio Lanck