Государственный музей-заповедник Царское Село
Янтарная комната

  Описание Янтарной комнаты  
План Янтарной комнаты   Плафон  
    Северная стена  
  Западная стена Паркет Восточная стена
    Южная стена  

Архитектурная реконструкция Янтарной комнаты с использованием проектных материалов НПО "Реставратор"

Янтарная комната располагалась в так называемой "Золотой анфиладе" парадных залов Екатерининского дворца. По линии север-юг она сообщалась с Картинным и Портретным залами, а с восточной стороны к ней примыкала Малая белая столовая.

Облицовка из янтаря, относящаяся ко времени Фридриха I, состояла из двенадцати настенных панно и десяти цокольных панелей. В центре четырех широких настенных панно располагались богато декорированные янтарные рамы. В них первоначально находились зеркала, затем в Зимнем дворце - живописные полотна художника Иоганна Фридриха Гроота, замененные в царскосельском дворце на флорентийские мозаики. Янтарные рамы, окружавшие мозаики, представляли собой шедевр камнерезного искусства. Здесь и объемная резьба разного рельефа, и тонкая гравюра на янтаре, и точеные тяги, и прихотливый узор из гроздьев и листьев, и сложные сюжетные композиции. На янтарных панелях среднего размера в центре были расположены зеркала в более легком резном обрамлении, над которыми сильно выступали вырезанные из янтаря накладные королевские короны. Другие геральдические символы - прусский орел и вензель Фридриха I "FR" (Friedrich Rex) - чередовались на цокольных панелях. Узкие янтарные панно были оформлены гравировками по янтарю с изображениями морских пейзажей.

Архитектор Ф. Б. Растрелли, столкнувшись с проблемой несоответствия площади янтарного кабинета (около 36 кв. м) и габаритов предназначенного для размещения панелей зала (более 96 кв. м), был вынужден перекомпоновать все детали кабинета. Он разместил панели симметрично на трех стенах (четвертую, западную занимали окна) и разделил янтарные панно зеркальными пилястрами. Заключенные в резные золоченые рамы, эти пилястры были увенчаны необычными капителями в виде женских головок, как бы вырастающих из завитков рокайля. В центре поля зеркала-пилястры - золоченые бронзовые светильники с фигурками попугаев.

Верхний ярус стен был затянут холстом и расписан "под янтарь" художником И. Бельским. Поверх росписи аттика Ф. Б. Растрелли поместил пышные резные рамы, гирлянды цветов и фигуры купидонов, поддерживающих рокайльные вазы. Два роскошных резных десюдепорта оформляли двери по линии анфилады. Стену с окнами Ф. Б. Растрелли отделал также, как и в соседних залах, поместив в простенках трюмо в резных рамах на белых с золотом консолях.

Композиционное построение Янтарной комнаты было решено таким образом, что оно имело осевую симметрию по линии восток-запад.

Благодаря таланту и художественному чутью Ф. Б. Растрелли янтарный убор кабинета, созданного А. Шлютером, был окружен декором, который при всей своей пышности лишь обрамлял эту "янтарную поэму красоты".


информация | история | описание | декоративная отделка | флорентийские мозаики | плафон и паркет | коллекции | библиография | второе рождение | исследование | технологии | процесс | современно | финансирование | динамика | мастерская | пазл | о янтаре | музей | музей | музей | возвращение | о проекте
Copyright (c) The State Museum Tzarskoje SeloDeveloped CTOR Studio Lanck