Архитектурная реконструкция Янтарной комнаты с использованием проектных
материалов НПО "Реставратор"
Янтарная комната располагалась в так называемой "Золотой анфиладе" парадных
залов Екатерининского дворца. По линии север-юг
она сообщалась с Картинным
и Портретным залами, а с
восточной стороны к ней примыкала Малая белая столовая.
Облицовка из янтаря, относящаяся ко времени Фридриха I, состояла из двенадцати
настенных панно и десяти цокольных панелей. В центре четырех широких настенных панно
располагались богато декорированные янтарные рамы. В них первоначально находились зеркала, затем
в Зимнем дворце - живописные полотна художника Иоганна Фридриха Гроота, замененные в
царскосельском дворце на флорентийские мозаики. Янтарные рамы, окружавшие мозаики, представляли
собой шедевр камнерезного искусства. Здесь и объемная резьба разного рельефа, и тонкая гравюра
на янтаре, и точеные тяги, и прихотливый узор из гроздьев и листьев, и сложные сюжетные
композиции. На янтарных панелях среднего размера в центре были расположены зеркала в более
легком резном обрамлении, над которыми сильно выступали вырезанные из янтаря накладные
королевские короны. Другие геральдические символы - прусский орел и вензель Фридриха I
"FR" (Friedrich Rex) - чередовались на цокольных панелях. Узкие янтарные панно
были оформлены гравировками по янтарю с изображениями морских пейзажей.
Архитектор Ф. Б. Растрелли,
столкнувшись с проблемой несоответствия площади янтарного кабинета (около 36 кв. м) и габаритов предназначенного для
размещения панелей зала (более 96 кв. м), был вынужден перекомпоновать все детали кабинета. Он
разместил панели симметрично на трех стенах (четвертую, западную
занимали окна) и разделил янтарные панно зеркальными пилястрами. Заключенные в резные золоченые
рамы, эти пилястры были увенчаны необычными капителями в виде женских головок, как бы вырастающих
из завитков рокайля. В центре поля зеркала-пилястры - золоченые бронзовые светильники с
фигурками попугаев.
Верхний ярус стен был затянут холстом и расписан "под янтарь" художником
И. Бельским. Поверх росписи аттика Ф. Б. Растрелли поместил
пышные резные рамы, гирлянды цветов и фигуры купидонов, поддерживающих рокайльные вазы. Два
роскошных резных десюдепорта оформляли двери по линии анфилады. Стену с окнами
Ф. Б. Растрелли отделал также, как и в соседних залах, поместив в простенках трюмо в резных рамах на
белых с золотом консолях.
Композиционное построение Янтарной комнаты было решено таким образом, что оно имело
осевую симметрию по линии восток-запад.
Благодаря таланту и художественному чутью Ф. Б. Растрелли
янтарный убор кабинета, созданного А. Шлютером, был окружен декором, который при всей своей
пышности лишь обрамлял эту "янтарную поэму красоты".
информация |
история |
описание |
декоративная отделка |
флорентийские мозаики |
плафон и паркет |
коллекции |
библиография |
второе рождение |
исследование |
технологии |
процесс |
современно |
финансирование |
динамика |
мастерская |
пазл |
о янтаре |
музей |
музей |
музей |
возвращение |
о проекте
|