Государственный музей-заповедник Царское Село
Янтарная комната

  История создания и бытования Янтарной комнаты  

Прусский король Фридрих I
Прусский король Фридрих I

Большой Королевский дворец в Берлине, построенный А. Шлютером для Фридриха I
Большой Королевский дворец в Берлине, построенный А. Шлютером для Фридриха I

Возникновение Янтарной комнаты овеяно легендами и мифами. Ее авторство приписывали А. Шлютеру, который, как считалось, задумал ее для Берлинского дворца. Некоторые авторы полагают, что панно вообще не были использованы в Берлине, а сразу же с места хранения (им ошибочно называют Цейхауз) были подарены Петру I, причем составляющие его части были настолько неполны, что собрать их в Петербурге не представлялось возможным. Недавно обнаруженные документы и критический взгляд на все факты позволяют нам сегодня пролить свет на прусскую историю возникновения янтарных панно в Берлине.

Прусский король Фридрих Вильгельм I
Прусский король Фридрих Вильгельм I

Цейхгауз в Берлине
Цейхгауз в Берлине
Над созданием Янтарной комнаты работали архитекторы Иоганн Арнольд Неринг, Мартин Грюнберг, Ян де Бодт, Жан-Луи Кайяр, Андреас Шлютер, Кристиан Эльтестер, Иоганн Фридрих Эозандер, Филипп Герлах Младший. Изучив архивные и графические источники, Буркхард Герес (директор дворцов Объединения "Прусские дворцы и парки Берлина-Брандебурга") пришел к выводу, что не знаменитый Андреас Шлютер, а его видный конкурент Иоганн Фридрих Эозандер был автором проекта Янтарного кабинета, задуманного сначала для королевского дворца Шарлоттенбург, а затем перепланированного для резиденции Фридриха I в Ораниенбурге. Удалось проследить и истинный путь готовых панелей. Выполненные на протяжении двенадцати лет мастерами-резчиками Готфридом Вольфрамом, Готфридом Турау и Эрнстом Шахтом, они были лишь в 1713 году перенесены из Оружейной палаты королевских Конюшен в Берлинский дворец для облицовки Табачной коллегии Фридриха Вильгельма I и уже через три года вновь демонтированы, чтобы последовать в далекую Россию.

Император Петр I
Император Петр I

Янтарный кабинет Фридриха I в Берлине графическая реконструкция архитектора 
А. А. Кедринского
Янтарный кабинет Фридриха I в Берлине графическая реконструкция архитектора А. А. Кедринского

Слухи о необычном кабинете доходят до России. Императору Петру I захотелось получить янтарный кабинет для своей Кунсткамеры. В 1716 году по дороге во Францию он встречается с Фридрихом Вильгельмом I в Габельберге, недалеко от Берлина. Петр I получает от прусского монарха в качестве дипломатического подарка янтарный кабинет и яхту "Либурника". Через два года русский царь посылает ответный подарок - 55 гренадеров и кубок собственной работы. Отправкой янтарного кабинета в Россию руководил русский посланник при прусском дворе граф А. Головкин. 18 ящиков с янтарем были погружены на восемь телег и отправлены сначала в Кенигсберг, а затем в Мемель. Они пробыли в пути шесть недель. 6 января 1717 года по поручению императора Петра I и обер-гофмейстер курляндской герцогини Анны Иоановны П. Бестужев-Рюмин встретил груз в Мемеле и отправил в Ригу, а оттуда - в Петербург. Санкт-Петербургский генерал-губернатор А. Меншиков принял и распаковал ящики, используя инструкцию, приложенную к полученному драгоценному грузу. Однако привезенный с большими предосторожностями в Россию янтарный кабинет так и не был смонтирован при жизни Петра I. Установка кабинета в том виде, в каком он прибыл в Петербург, была практически невозможна, так как не хватало многих деталей.
Летний дворец Петра I
Летний дворец Петра I
Впоследствии янтарные панно на протяжении целого ряда лет находились в так называемых людских покоях Летнего дворца, где располагалась своего рода домашняя "кунсткамера" императора. Очевидно, они были просто расставлены вдоль стен одной из комнат этой постройки.
Третий Зимний дворец - официальная резиденция Елизаветы Петровны
Третий Зимний дворец - официальная резиденция Елизаветы Петровны

При вступлении на престол, императрица Елизавета Петровна решила использовать позабытый янтарный кабинет для убранства одного из покоев своей официальной резиденции - Третьего Зимнего дворца. Она поручила заняться этим своему обер-архитектору Ф. Б. Растрелли. Для починки и установки янтарных деталей в феврале 1743 года приглашается итальянский мастер А. Мартелли. Однако для отделки стен интерьера в Зимнем дворце янтарных деталей не хватает, поэтому Ф. Б. Растрелли использует зеркальные пилястры и расписывает дополнительные панно "под янтарь". В 1745 году Фридрих II дарит императрице Елизавете Петровне недостававшую в первоначальном декоре кабинета четвертую раму, исполненную по проекту А. Рейха. В ходе реконструкции дворца Янтарную комнату неоднократно переносили с места на место. Собранная в 1746 году, она стала служить для официальных приемов.

Императрица Елизавета Петровна
Императрица Елизавета Петровна

В июле 1755 года императрица Елизавета Петровна приказала Ф. Б. Растрелли перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села. Начальнику канцелярии императорского двора В. Фермору поручили бережно разобрать кабинет в Зимнем дворце и уложить в ящики. Из Царского Села была прислана специальная команда, которая на руках перенесла ящики из Зимнего дворца в Царское Село.

Для оформления интерьера в царскосельском дворце янтарных деталей опять не хватает, и поэтому части стен были затянуты холстом и расписаны "под янтарь" художником И. Бельским, а также введены зеркальные пилястры и деревянный резной декор. Для установки янтарных панно вновь приглашается А. Мартелли.

Учитывая хрупкость материала и частые осыпи янтаря, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758 году на эту должность был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук. Он же возглавил работы по созданию новых янтарных изделий в мастерской Царского Села.

Янтарная комната Екатерининского дворца. 1917 г.
Янтарная комната Екатерининского дворца. 1917 г.

В 1763 году императрица Екатерина II отдает распоряжение о замене расписных холстов в цоколях пилястр и изготовлении десюдепорта восточной стены Янтарной комнаты. Вместе с Ф. Роггенбуком к работе приступили ранее приглашенные в Россию К. Фриде, И. Вельпендорф, подмастерья Г. Фриде, сын Ф. Роггенбука Иоганн и их русские ученики. Были изготовлены восемь филенок под пилястры, десюдепорт и резные детали карниза, в которые включили неиспользованные ранее фрагменты берлинской работы. За 4 года было использовано 450 килограммов янтаря. К 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено. Комната получила свой окончательный вид, запечатленный позднее на многочисленных фотографиях. Янтарный убор, занимавший три стены, был расположен в два яруса. Центральный (средний) ярус был составлен из восьми симметричных крупных вертикальных панно. В четырех из них установили картины из цветных камней, исполненные в 50-х годах XVIII века во Флоренции в технике флорентийской мозаики по проекту художника Д. Дзокки и изображавшие пять природных чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. Расстояние между большими панно заполняли высокие зеркальные пилястры. Нижний ярус комнаты покрывали прямоугольные янтарные панно. В юго-западном углу был вмонтирован маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке. Убранство комнаты состояло из наборных комодов русской работы и китайского фарфора. В застекленных витринах Янтарного кабинета хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII-XVIII веков немецких, польских и петербургских мастеров.

Общий вид Янтарной комнаты. Фотография 1910 г.
Общий вид Янтарной комнаты. Фотография 1910 г.

Резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарный убор. В XIX веке трижды проводилась реставрация - в 1833, 1865, 1893 - 1897 годах. В 1933-1935-х годах небольшие реставрационные работы в Янтарной комнате велись скульптором И. Крестовским. Серьезная реставрация намечалась на 1941 год.

В первые дни Второй мировой войны, когда в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей, из-за хрупкости панелей Янтарной комнаты было решено не вывозить их, как другие музейные экспонаты, вглубь страны, а произвести их консервацию на месте, не снимая со стен. Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой.

Янтарная комната в Кенигсбергском орденском замке. 1942-1945
Янтарная комната в Кенигсбергском орденском замке. 1942-1945

Вид Золотой анфилады Екатерининского дворца сразу после войны
Вид Золотой анфилады Екатерининского дворца сразу после войны

Вместе с немецкими частями, ворвавшимися в г. Пушкин (Царское Село), прибыли специалисты из команды "Кунсткомиссион". Оккупанты демонтировали и отправили панно в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея под номером 200 было записано, что комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов третьего этажа Кенигсбергского замка. Директор музея А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсбергского музея.

Это было последнее место, где демонстрировалась Янтарная комната. При отступлении немцев панно снова были разобраны и не позднее 6 апреля 1945 года вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы комнаты теряются. Ее поиски пока безрезультатны, однако некоторые фрагменты убранства Янтарной комнаты удалось возвратить .

Воспоминания о Янтарной комнате

Теофиль Готье (1811-1872) - знаменитый французский поэт романтической школы, критик и романист, объехал всю Европу, в том числе и Россию. России посвящены две книги "Voyage en Russie" (1866) и "Tresois d`art de la Russie" (1860-1863). В своих книгах он описывал не столько общественную жизнь, сколько "экзотическую природу и памятники искусства".

"Мы достигли теперь одной из самых замечательных редкостей дворца, мы хотим рассказать о Янтарной комнате. Только в "Тысяче и одной ночи" и в волшебных сказках, где архитектура дворцов доверена чародеям, духам и джинам, видят залы из алмазов, рубинов, гиацинтов и других драгоценных камней, обычно употребляемых для ювелирных изделий. Здесь выражение "Янтарная комната" отнюдь не является поэтической гиперболой, но точной реальностью, и это не есть, как вы могли бы полагать, тесный будуар, маленький кабинет, а наоборот, комната довольно большого размера, целиком отделанная с трех сторон снизу доверху, включая фриз, янтарной мозаикой. Глаз, не привыкший видеть этот материал, использованный в таком масштабе, изумлен и ослеплен богатством и теплотой этих оттенков, которые представляют всю гамму желтого, от дымчатого топаза до светлого лимона: золото резьбы кажется тусклым и фальшивым по соседству с этим, особенно, когда солнце падает на стены и пронизывает своими лучами прозрачные жилки, как бы скользя по ним..."

Академик А. Е. Ферсман (1883-1945) - крупнейший российский минеролог и геохимик, академик с 1919 года. Ученик В. И. Вернадского.

"Янтарная комната - настоящее чудо. Изумляешься не только ценности материала, искусной резьбе и изяществу форм, но и прекрасному, то темному, то светлому, но всегда теплому тону янтаря, придающему всей комнате невыразимую красоту".

С. В. Вильчковский (1710-1910) историк, автор книги "Царское Село" 1911 г. и статьи "Янтарная комната в Царском Селе" 1923 г.

"Растрелли сумел этот чудный материал с ясным отпечатком художества другого поколения поставить в такие условия, что все окружающее эту необычайную янтарную поэму красоты не режет глаз, а кажется только легкой рамкой... вы входите в Янтарную залу, видите прежде всего белую с золотом стену между окнами с зеркалами, три белые с золотом двери, роскошь их десюдепортов, и незаметно белизна и золото в узких полосках переводят ваше внимание на теплые янтарные, простые на вид стены, и невольно вас тянет к ним, чтобы изучить детали, и тут вы видите все их великолепие... Растрелли скромно отходит в сторону и выдвигает, подчеркивает Шлютера".


информация | история | описание | декоративная отделка | флорентийские мозаики | плафон и паркет | коллекции | библиография | второе рождение | исследование | технологии | процесс | современно | финансирование | динамика | мастерская | пазл | о янтаре | музей | музей | музей | возвращение | о проекте
Copyright (c) The State Museum Tzarskoje SeloDeveloped CTOR Studio Lanck